Министерства экономики приготовило правки в закон "Об акционерных предприятиях", отправленные не только на упрощение одобрения сделок с заинтересованностью, но и на усложнение их обжалования для держателей акций организаций. Инициатива думается специалистам очень спорной, потому, что усугубит и без того незавидное положение миноритариев.
Плюс на минус
Сейчас, чтобы обжаловать такую сделку, миноритарий обязан подтвердить, что при голосовании мог воздействовать на принятие решения о ее одобрении, пишут "Ведомости". Новые правила заменяют это условие на притязание иметь 1% акций, наряду с этим все таким же образом необходимо будет подтвердить, что она убыточная и агент знал о ее осуществлении без одобрения.
Все это очень плохо отпечатлеется на правах держателей акций-миноритариев – обжаловать сделку большой публичной организации для них будет нереально, поскольку нередко пакеты акций владельцев составляют сотые доли процента, убеждённа юрист S&K Вертикаль Алена Бачинская: "Вместе с тем новелла представит акционерным предприятиям защиту от непорядочных деяний миноритариев с минимальными пакетами – часто они занимаются своего рода гринмейлом, опротестовывая большая часть сделок общества".
Законом предлагается поднять цена сделок, выносимых на одобрение собрания акционеров, с 2 до 10% балансовой стоимости активов. Сделки на меньшие суммы будут одобряться правлением. Повышение процентного порога отвечает существующим потребностям хозяйствующих субъектов: созыв общего собрания акционеров – операция долгая во времени, не менее 30 суток, и достаточно затратная, считает руководитель корпоративной и налоговой практики "Леонтьев и партнеры" Мария Волкова. Указывает позитивный характер правок и замдиректора департамента лицензирования и выпуска ценных бумаг "Клифф" Людмила Башкирова: "Принятие проекта законодательного акта повысит нагрузку на совет директоров, но сократит риск неодобрения сделок на собрании ввиду отсутствия кворума".
Трудные держатели акций
Помимо этого, упрощается сама операция одобрения заключения контрактов: достаточно набрать свыше половины голосов незаинтересованных держателей акций, участвовавших в собрании. Многие общества мучатся от непорядочного поведения миноритариев, часть из коих профессионально занимается "созданием неприятностей" большим организациям, говорит руководитель направления по банкротству VEGAS LEX Александр Вязовик: в практике судов к настоящему моменту сформировался устойчивый тренд по отклонению аналогичных исков в связи с тем, что мелкие акционеры не в состоянии воздействовать на принятие решения об одобрении сделки. Данная правка будет мотивировать мелких акционеров быть интенсивнее, соглашается Бачинская.
В случае если критерий воздействия держателя акций на итоги голосования будет поменян количественным критерием обладания акциями, данную правку следует лишь приветствовать. "Да, с одной стороны, это лишит микро-миноритарных держателей акций права обжалования таких сделок, - разъясняет инициативу учреждения Алексея Улюкаева старший адвокат практики корпоративного и контрактного права "ЮСТ" Александр Рудяков. - Иначе, – разрешит иным миноритариям действительно "разворачивать" сделки. Громадных компаний с микро-миноритарными держателями акций в Российской Федерации не так уж и довольно много".
Он напоминает о п. 2 ст. 65. 2 ГК, соответственно которому держатель акций, захотевший обжаловать сделку общества, обязан предупредить его само, и других держателей акций о своем стремлении: "По итогам такого заявления микро-миноритарий сумеет собрать "пул" других заинтересованных в обжаловании сделки держателей акций. Одновременно с этим следует помнить о обстановках, когда исключительным незаинтересованным держателем акций (который вправе голосовать при одобрении сделки) является микро-миноритарий. Считаем, что применение количественного критерия следует исключить для аналогичных условий".
Госслужащий Глава горадминистрации указывает, что собрать незаинтересованных инвесторов не всегда просто: к примеру, в марте держатели акций "Мечела" из-за недостатка голосов на собрании не сумели одобрить повышение залогов организации, без коих нереально реструктурировать долг на $5,1 млрд. Неприятность в том, что цепь держателей акций ADR в Соединенных Штатах Америки через чур длинная, потому, чтобы получить инструкции на голосование от финального владельца пакета, "необходимо пробежать от пяти до десятка брокеров либо депозитариев", объясняла главный адвокат "Мечела" Ирина Ипеева.
Полумера
Обжаловать сделки и по сей день трудно, подмечает партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Степанов, а после принятия правок будет фактически нереально. Согласно данным Верховного суда РФ, за 2014 год арб суды рассмотрели 1463 дела о признании корпоративных сделок недействующими, притязания истцов были удовлетворены лишь в 25% случаев, исходя из этого "потребности в еще большем ужесточении нет".
С одной стороны, потребность в облегчении операции одобрения сделок с заинтересованностью действительно назрела – в первую очередь это относится к порядку подсчёта голосов держателей акций, говорит адвокат "Хренов и партнеры" Михаил Будашевский. Иначе, ужесточение режима обжалования сделок чрезмерно: "Помимо этого, после начала применения п. 2 ст. 174 ГК Российской Федерации явно напрашивается перераспределение бремени доказывания по искам об обжаловании сделок с заинтересованностью. Сейчас податель иска по этой категории дел находится в очень незавидном положении: он должен обосновывать и нарушение операции одобрения сделки, и её убыточность. Но решения этой неприятности документ, "наверное," не содержит".
Закон окажет позитивное воздействие на деятельность обществ, убеждён старший партнер "Делькредере" Денис Юров: "Одновременно с этим он является полумерой, потому, что ввиду п. 1 ст. 65. 2 ГК любой участник юрлица вправе опротестовывать сделки, совершенные в вред интересам общества". С ним солидарен и Вязовик – так, увеличение порога стоимости имущества, при котором появляется потребность одобрения сделки общим собранием акционеров, разрешит свыше быстро принимать подобающие решения, "не создавая наряду с этим риска причинения вреда держателям акций общества".